Детство в Баку. Первые враги Ландау.
Лев Давидович родился в Баку 22 января 1908г., в семье инженера и доктора-акушера Давида и Любови Ландау. Семью Ландау вполне можно было назвать обеспеченной, а детство Льва Давидовича вполне счастливым. Среди прочих «преимуществ» были занятия математикой, музыкой и литературой. Уже в 4 года Лёва умел читать и писать, а также начал проявлять заинтересованность к цифрами. Он так часто был увлечен написанием цифр, что даже отказывался выходить на улицу, за что получил домашнее прозвище «мальчик наоборот». К многочисленным талантам Левы стоит отнести любовь к чтению и музыке, которые граничили с невероятной спёртостью и полнейшей нелюбовью к письму. Попытки родителей сделать из Лёвы музыканта закончились полным отказом подходить к инструменту, а усилия учителя словесности, вложить в Лёву таланты литератора, заканчивались походами отца в школу. Забегая вперед, Лев Давидович обожал читать и слушать музыку и обладал невероятной музыкальной памятью, но мысли свои выражал крайне лаконично и сухо, а музыку воспринимал только на расстоянии.
Когда Лёва пошел в школу, то его ожидала новая волна трудностей. Академические науки давались ему легко, разве что только сочинения давались с трудом. Но вот найти подход к одноклассникам ему удавалось не всегда. Не смотря на свой веселый нрав и способность решать контрольные для всего класса в училище (куда он поступил после закрытия гимназии), Ландау слишком от них отличался. Ситуация несколько изменилась, когда Лёва поступил в Бакинский университет в 1922 сразу на 2 факультета: химический и физический. Поначалу он никак не мог определиться, что же его привлекает больше, но спустя всего полгода, физика стала его единственным увлечением. Несмотря на то, что среди однокашников он держался довольно скромно, остаться незамеченным ему все – таки не удалось. Ландау вхож в студенческое сообщество «Матезис», где преобладал дух студенческой свободы и преклонения перед талантами. Тут Лёва прочитает свои первые лекции по физике. Вскоре на коридорам Бакинского университета разнеслись слухи, что талантливого студента Лёву Ландау забирают в Ленинград. В 1924г. Лев Давидович Ландау становиться студентов ЛФТИ. Здесь он становиться участником джаз-бэнда( так называли себя его друзья-физики), где он получает свое прозвище Дау, которое закрепилось за ним на долгие годы, на физику он тратит по 15-18 часов, забывая про сон и еду. Результатом таких упорных занятий стала госпитализация из-за истощения. После этого случая Ландау очень тщательно следил за здоровьем и не нарушал свой режим. Будучи в аспирантуре при ЛФТИ Ландау в числе небольшой делегации отправляется за границу в 1928г., где знакомиться со светилами физики: Дираком, Планком, Бором и даже поговаривали, что с самим Эйнштейном.
.
Каждый имеет достаточно сил, чтобы достойно прожить жизнь. А все эти разговоры о том, какое сейчас трудное время – хитроумный способ оправдать своё бездействие, лень и разные унылости. Работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся.
Ландау, Харьков и шоколадная фабрика.
По возращению из долгой командировки, Дау принимает приглашение Ивана Васильевича Обреимова и приезжает в Харьков. В 1929г. в Харькове был организован Украинский физико-техническй институт (УФТИ), который становиться ключевым в биографии ученого. Благодаря УФТИ удается реализовывать грандиозные проекты: удалось повторить опыт по разрушению ядра лития; была создана концепция теоретического минимума; именно в Харькове в голове Ландау созрел план по созданию физической школы. Идея была довольно проста: необходимо было отобрать наиболее талантливую молодежь, из которой впоследствии вырастить физиков мирового уровня. Для это следовало сдать 7 экзаменов: 2 по математике и 5 по основным разделам физики. Отбор был очень жестким. У каждого кандидата было все 3 попытки. После третьего провала вердикт Дау был однозначен: физика – не для Вас.
И пускай идеи Дау имели огромный размах, портрет физика – теоретика Льва Давидовича был довольно неоднозначным. Им восхищались ввиду его грандиозных открытий, с другой стороны, коллеги, с которыми Дау довелось поработать, отмечали его чрезмерную резкость в высказываниях. И даже не смотря на то, что «ученая молодёж» замирала в восхищении, экзамены Ландау принимал очень строго. В оправдание склочного характера Ландау стоит отметить: часто причиной насмешек становилось заносчивость коллег по цеху.
.
Если обратиться к другим увлечениям Дау – это любовь к классификациям. У всего была своя мера и порядок: от физики до степени женской красоты, классифицировать последних Дау предпочитал по форме носа. Самыми красивыми были дамы с маленьким прямым, чуть вздернутым носом. Именно этой чертой и отличалась его жена Кора, с которой Дау познакомился на одном из студенческих вечеров. На тот момент Конкодия – выпускница хим. факультета, и самая красивая девушка курса. Дау называл её «шоколадницей», так как Кора работала технологом на кондитерской фабрике. Поженятся они в 1946г., за несколько дней до рождения их сына – Игоря. Дау считал, что хорошее дело браком не назовут, и свобода в «семейной жизни» не помеха. Кора его прогрессивных взглядом абсолютно не разделяла. Один из постулатов, который Дау передавал всем своим ученикам это то, что важнее всего любовь, а ревность – черта глупых и необразованных людей. К слову любят приписывать Ландау уж очень большую любвеобильность, что на наш взгляд несколько не оправдано.
От НКВД до ИФП
В феврале 1937г. Дау покидает Харьков, принял предложение П. Капицы работать в ИФП. В ответ за отнюдь не добровольное увольнение Дау из Университета – физики организовывают забастовку. Обвиненные были арестованы за антисоветскую деятельность, впоследствии многие были расстреляны. После отъезда Ландау начинается разгром УФТИ органами областного НКВД. В апреле 1938 Дау был арестован за антисоветскую агитацию. Физика удается чудом спасти, он выходит из-под ареста уже через год в апреле 1939г. на поруки П. Капицы. Можно ли считать это полноценным освобождением – вопрос спорный. За границей Дай больше не был, да и территорию ИФП покидал довольно редко. За время работы в институте физических проблем удалось решить немало вопросов теоретиечской физики, которые значительным образом расширили представления о мироустройстве. С 1945-1953 гг. Дау участвует в Атомном проекте; 1955г. – зачитываются первые курсы лекций по «механике», «теории поля» которые войдут в «теор. минимума». Выходят работы по сверхтекучести гелия, квантовой теории магнетизма, квантовой теории поля. Роковым и одновременно триумфальм в жизни Дау становиться 1962г. – попав в ужасную аварию, физик с мировым именем оказывается на волосок от смерти. В результате многочисленным травм, переломов он находился в коме 59 дней. 1 ноября того же года ему присуждают Нобелевскую премию ( к слову это единственный лауреат, награжденный в больничной палате). Физики всего мира принимали участие в спасении жизни Ландау. Благодаря приложенным усилиям жизнь ученого удалось спасти. После аварии Дау практически перестал заниматься научной деятельностью. Быть больным человеком оказалось делом не из легких. Диеты, постоянные госпитализации, трудно проходившая реабилитация и постоянные журналисты вовсе не оставляли места для физики. Что впрочем не помешало Дау заняться единственной не физической теорией – теория счастья. Он считал, что каждый человек должен и даже обязан быть счастливым. Для этого он вывел простую формулу, которая содержала три параметра: работа, любовь и общение с людьми.
.
В качестве пролога хотелось бы сказать о том, что смерть Льва Давидовича в 1968г. вовсе не поставила точку в его изысканиях. Сделанные им открытия стали только эпилогом в исследованиях сверхтекучести, которые, к слову, продолжаются по сей день. Его теория о том «как быть счастливым» все еще актуальна, а главное, вполне доступна для тех, кто ничего не знает о теоретическом минимуме.