О блуде на Руси
Блуд и разврат на Руси существовали ещё в Средневековье. Как таковой проституции, как, например, в Западной Европе, здесь ещё не было, но желание у мужчин обладать женским телом, конечно же, было всегда. В этот период на Руси за «любовь» можно было договориться в кабаках, банях и корчмах. Такого рода отношения подвергались гонениям со стороны общества, но факт разврата никто не отменял. Особенно порицали в таких ситуациях женщин. Их называли «девки кабацкие» или «потворенные бабы» и публично наказывали на площадях. Но представительницы древнейшей профессии не отступали от своего ремесла.
.
В XVIII веке история не сообщает о проституции в Слободской Украине. Известно, что на Слобожанщине она появляется с началом правления Александра I. В начале XIX века жрицы любви обитают в основном в пригородных слободах — Панасовской, Захарьковской, Немышлянской, Ивановской. В город они прибывали во время ярмарок и других массовых мероприятий.
.
Кто они?
Проститутки считались отдельным слоем населения. В Харьков, как довольно крупный город, съезжались женщины, от которых отказались родные, они не находились в браке, но вели половую жизнь — так называемые «солдатские вдовы» и «покрытые девки». Стоимость услуг таких дам колебалась от 10 до 20 копеек. Для некоторых девушек проституция была не столько способом выживания, сколько вариантом для удачного замужества.
.
Одной из первых проституток Харьковской губернии считается некая Стрельникова. Она жила недалеко от реки Нетечь на островке и многократно фигурировала в документах и сводках криминального характера, так как часто в её обществе можно было обнаружить криминальные элементы.
.
Представительниц древнейшей профессии становилось все больше, и к 1815 году волна докатилась до центральных улиц крупных городов. Власти боролись с этим неприличным явлением как могли: дам изгоняли, штрафовали и даже отправляли в женскую камеру. Но когда поняли, что это не помогает, решили легализовать проституцию. Ведь легализованное проще контролировать. Более того, власти города прекрасно понимали, что услуги жриц любви порой необходимы. Например, солдатам, отбывающим службу на подступах к городу, или сезонным рабочим, прибывающим для строительства мостов, зданий или улиц.
.
В сельской местности в роли жриц любви зачастую выступали женщины-солдатки. Эти дамы выходили замуж, как правило, в 15-16 лет, и к 20 годам уже имели несколько детей. После того, как их мужей призывали в рекруты на долгие-долгие годы, некоторые из таких жён не могли устоять от соблазна и вступали в отношения с другими солдатами.
.
Больше всего в обществе порицались связи женщин и мужчин разных сословий. В таких случаях особенно доставалось женщинам. Если связь обнародовалась, их публично наказывали.
«Не святые» священнослужители
Религиозные персоны, такие как священники и дьяки, тоже не чурались запретной любви. Они могли соблазнить своих прихожанок, часто несовершеннолетних. К примеру, истории известен случай 1814 года. Дьяк Бутовый из слободы Алексеевка соблазнил 16-летнюю прихожанку. Об этом стало известно общественности и он вынужден был на ней жениться. Есть ещё одна история о диаконе Любарском из города Купянск, который совратил мещанскую дочь Настасью Добрянскую 14-ти лет от роду. Он был наказан Харьковской Духовной Консисторией. У дьяка Николая Серикова из слободы Мерефа постоянно собирались шумные компании и проживала солдатка, за что он был наказан годом епитимьи.
Районы красных фонарей
В 20-30-е годы XIX века власти города безуспешно пытались вести учёт ночных бабочек в Харькове.
.
Но найти всех дам было невозможно. Главным местом обитания девок становятся шинки, постоялые дворы, окрестности казарм и, безусловно, ярмарки.
.
В 1841 году Министерство внутренних дел составило правила содержания борделей. Именно так в Харькове появились районы красных фонарей. Они были размещены на улицах Нетеченская и Михайловская. Здесь располагалось около 150 домов, а это приблизительно 90 жриц любви. Фонари на дверях домов терпимости могли быть любого цвета, кроме белого. Это придумали для удобства граждан. Когда проституцию в Харькове легализировали, появилось большое количество борделей. Их часто держали мещанки. В 1849 году из девяти содержательниц было шесть мещанок. Стоимость услуг поднялась до 1 рубля.
Публичный дом Екатерины Тухшнейд на Нетеченской набережной
Были в Харькове и довольно известные публичные дома. Один из них находился на Нетеченской набережной. Это было здание в два этажа, построено в 1840-х годах. Дом был сдан в аренду бердичевскому купцу Берке Тухшнейду. Позже одна из его родственниц, Екатерина Тухшнейд, организовала здесь публичный дом. Место пользовалось популярностью. Но местные жители часто жаловались на него властям, считая, что оно подрывает нравственность. Просьбы о закрытии публичного дома регулярно приходили властям города в таком виде:
«… несём мы чрез то позор и соблазн, в высшей степени убивающие нравственность не только слуг наших, но даже родных детей…» — было сказано в челобитной харьковскому губернатору.
.
«Жёлтый билет»
«Жёлтый билет» — это документ, который выдавался женщине в обмен на её паспорт, когда она становилась на учёт в полицию. Сделать это проститутка должна была обязательно. В обществе этот род деятельности не осуждали, но окружающие должны были знать, что дама не входит в число порядочных женщин. Такие девушки были обязаны регулярно проходить медицинские осмотры. Билет представлял собой таблицу, где отмечали регулярные осмотры. Он выдавался сроком на один год. Стоимость осмотров составляла от 10 до 15 копеек.
Как устроено?
Проститутки делились на две категории: «девочки уличные» и «девочки публичные». Уличных также называли матрешками. Это были в основном приезжие девушки из провинции или уже больные, долгое время работавшие в публичных домах.
.
Безопаснее считалось работать в легальных публичных домах. Они, как и гостиницы, классифицировались по уровню сервиса. В фешенебельных борделях принимали часто мещанки. Они были хорошо одеты и образованы. А бордели низшего ранга могли стать даже опасными для клиента, но и услуги стоили гораздо дешевле.
Как попадали в публичные дома?
Здесь все довольно прозаично. В основном, проститутками становились девушки, которых совратили: либо барин свою горничную, либо мастер работницу на фабрике. Когда информация доходила до общественности, женщину выгоняли с работы и жилья, и тут она попадала в руки агентов. Другого выхода у девушки не было, так как только публичный дом теперь мог гарантировать ей безопасность и крышу над головой.
.
Очень редко в публичных домах можно было встретить представителей дворянства и интеллигенции. Но есть один пример — представительница графской фамилии Хребтовичей. Однажды её избил муж. Молодая женщина удрала из имения и приехала в город. Здесь девушку обманным путем лишили сбережений и чести, после чего поместили в лечебницу, которая оказалась публичным домом. Услуги более образованных жриц любви обходились клиентам гораздо дороже. Поэтому хозяйки борделей приходили к ухищрениям разного рода для получения в свой штат таких сотрудниц, а некоторых даже воровали.
.
В Харькове существовали и тайные бордели. Ведь не все проститутки хотели «светиться» и менять паспорт на официальный документ. Так, существовали и сводники, и тайные бордели, хозяйки которых регулярно давали взятки полиции и оставались под покровительством.
О болезнях
Легализация и контроль публичных домов существовали и потому, что казна тратила много средств на лечение граждан от «неприличных болезней».
.
Сначала проверяли все публичные дома Харькова, но оказалось, что здесь с заболеваниями, передающимися половым путем, дела обстоят не так плохо. Основным источником болезней являлись уличные девки, которых обычно найти не удавалось. Ведь солдаты редко могли вспомнить, где и как они встретили ночную спутницу. Начиная с 1905 года из городского бюджета ежегодно выделялось 850 рублей на лечение венерических больных и 600 рублей — для содержания агентов по надзору за проституцией. Эти агенты вычисляли проституток и вели их перечень. В этот период учёт проституток составил около 250 женщин, а уличных — около 300.