Улица Чайковского, которая примыкает к Пушкинской, изобилует контрастами. И дело не в том, что дореволюционные здания соседствуют с новостройками, а в контрастах исторических. Дом, где жили ученые, впервые расщепившие ядро лития, здания, бывшие детскими приютами, и тут же настоящий чекистский застенок и дом терпимости.
Еще до революции улица Чайковского была на самой окраине города с этой стороны. В доме №16, почти последнем на улице находился пресловутый загородный увеселительный отель. Да настолько известный в городе, что даже извозчики, все подряд, отказывались сюда ехать.
.
Само четырехэтажное здание из красного кирпича было изначально построено как доходный дом в 1910-х годах. Предположительно, автором проекта здания является архитектор М.Пискунов.
.
Уже в 1917 году в Харькове создается местная территориальная организация ЧК, но свою «активную работу» она развернула только в середине 1919 года. В это время известны около 5 домов в городе, ставших штабами и застенками ЧК. Одним из таковых стал и дом №16 по Чайковского.
.
Одним из печально известных комендантов ЧК был Степан Саенко, который был в свое время осужден по законам Российской империи и отбывал срок на каторге. Точное количество жертв, павших от «Красного террора», до сих пор не установлено, но измерялось десятками тысяч, только в Харькове.
.
Поскольку дом №16 находился на окраине, с двух его сторон, выходивших на соседние улицы, были вырыты огромные канавы, ставшие могилами тех, что попали в эти застенки. По некоторым данным, в этом доме расстреляли и замучили от 300 до 2000 человек, при этом было вырыто около 280 трупов. Арестантов расстреливали на краю канавы, а затем кое-как присыпав землей, на следующий день расстрел повторялся снова. По некоторым данным, Саенко применял скальпирование и «снимание перчаток с кистей рук» во время своих пыток, да и вероятно, неоднократно бывал в этом доме.
.
После войны здание стало обыкновенным жилым домом, который до сих пор таковым и является. Поговаривают, что даже уже в послевоенное время многие таксисты отказывались ехать на эту улицу, страшась этого дома. Согласно же другой легенде об этом доме, от здания вели подземные ходы, по которым можно было скрыться в Лесопарке.