Детство, юношество, и проекты в Харькове
Родился Василий Григорьевич Кричевский 31 декабря 1872 года в небольшом селе Ворожба Сумской области. Отец его был фельдшером. Уже в шестилетнем возрасте Василий пошел в школу, а в 13 – поступил в Харьковское техническое железнодорожное училище. Его талант точно отображать фасады зданий на бумаге был замечен именно в этот период. Друг отца Василия, врач М.В. Томашевский, показал некоторые его работы технику-чертежнику городской управы Курочкину. Тот и заказал у еще совсем молодого парня несколько проектов. Чуть позже Василий перешёл работать к Михаилу Бабкину и стал его помощником. Его управа в то время занималась строительством многих частных домов Москалевки и прилегающих районов. Кричевскому поручали проектирование небольших зданий для мещан. Так как парню было всего 14-16 лет, то ранние его проекты не были подписаны. Поэтому историкам трудно доказать, какие именно принадлежат Кричесвкому. Некоторые строения «опознали» по «почерку» архитектора и периоду постройки. Одним из главных исследователей жизни В. Кричевского была краевед Тихомирова Т.И, именно она, детально изучив биографию Василия, внесла и раскрыла множество скрытых тайн из жизни этого великого человека.
.
Кричевский работал с харьковскими техниками Курочкиным, Бабкиным и Кюстерным, затем – в архитектурных мастерских таких известных харьковских зодчих, как С. И. Загоскин (в его семье Кричевский жил в течение нескольких лет). С 15 лет зарабатывал на жизнь своим мастерством. Позже по рекомендации Загоскина Кричевский становится помощником Харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля. Этот этап очень подробно и сентиментально описан в биографической книге “Кричевські і Українська художня культура ХХ століття. Василь Кричевський”.
.
Большой вклад в развитие Василия как архитектора внес Алексей Бекетов и семья Алчевских. Именно под руководством Алексея Бекетова Кричевский выполнил оформление фасадов для многих известных архитектурных шедевров города Харькова, например, дом архитектора Бекетова, дом Д. Алчевского, здание Замельного банка (ныне ХАТТ), здания на площади Конституции, библиотеку им. Короленко, северный корпус здания «Съезда горнопромышленников Юга России» (нынешнего Радиотехнического техникума по ул. Сумская, 20) и другие. Можно смело заявить, что на этот период жизни пришелся рассвет творчества Василия Кричевского.
В Харькове Кричевский прожил около 20 лет, но принято считать, что именно здесь он сформировался как великий мастер своего дела. Здесь же Василий начал собирать свою коллекцию произведений народного быта и творчества. За время жизни и работы в Харькове Василий Григорьевич Кричевский, принял участие в строительстве около 300 проектов. К сожалению, коллекция работ Кричевского, как художника, во многом была утрачена в период эмиграции.
.
Из художественных работ, относящихся к Харькову, нам известны следующие полотна: «Харьков. Плотина Квитки-Основьяненко», 1899 г. (плотина была расположена совсем недалеко от личного дома Кричевского); «Вечер в Харькове», 1902 г. (это кусочек сада Квитки-Основьяненко); «Харьков. Улица Котляревская», 1902 г.; «Харьков. Университет», 1902 г.; «Харьков. Домик», 1904 г.; «Харьков. Яркий закат», 1905 г.; «Собор в Лебедине на Харьковщине», 1917 г.
До конца жизни Василий Григорьевич проживет в далеком Каракасе, где напишет по памяти множество картин любимого Харькова, Ворожбы, Лебедина, понимая, что ему уже никогда не суждено вернуться на родину.
Киев
Харьковский период Василия заканчивается в 1903 году, когда он переезжает в Полтаву, где и строит, на мой взгляд, один из самых знаменитых и значимых проектов – здание для Полтавского земства (ныне в нем располагается Полтавский краеведческий музей). После этого художник бывает в Харькове крайне редко, в этот период он пишет картину «Баррикады в Харькове 1905 года». В 1906 году Василий с семьей переезжает в Киев, где его ждет насыщенная жизнь, знакомства с выдающимися людьми и интересная работа.
В 1907–1910 годы Кричевский оформит спектакли театра Садовского: «Богдан Хмельницкий», «Тарас Бульба», «Ревизор» и другие, а позже — спектакли «Госпожа Марра» и «Уриэль Акоста» в Украинском государственном театре. Одной из самых значительных работ периода жизни в Киеве я могу назвать проект Малого герба Украины, к выполнению которого Кричевский приступил 12 марта 1918 года по личному поручению Михаила Грушевского. А буквально через 10 дней Малая Рада утвердила большой и малый государственные гербы. Не совсем понятно в чем отличие малого герба от большого, скорее всего Кричевский просто подал два варианта на рассмотрение и вместо того, чтобы выбрать один, утвердили два. 18 апреля 1918 года херсонская газета “Дніпро” напишет об официально утвержденной эмблеме Украинской Народной Республики так: “Во всем мире ни у одной нации, ни у одного государства нет подобного герба”.
.
Позже судьба Кричевского складывалась не совсем удачно. В 1918 году при обстреле Киева сгорел осбняк Грушевского, на 3-м этаже которого располагалась квартира Кричевского и мастерская. Во время обстрела также сгорело около 300 полотен Василия Кричевского, проекты многих зданий и научные изыскания об украинском народном творчестве. Второй раз были утрачены картины, когда исчез сундук с работами Кричевского во время его эмиграции. Справедливо заметить, что намного позже часть работ всплыла в частных коллекциях в США.
В период с 1922 по 1941 год Кричевский преподает в Киевском художественном институте. В 1925 году Василия Кричевского пригласили работать художником на недавно открытую Одесскую киностудию. И не странно, ведь именно он в 1917 году активно продвигает идею создания украинской профессиональной кинофабрики. На Одесской и Киевской киностудиях он оформил двенадцать фильмов: «Тарас Шевченко» и «Тарас Трясыло» режиссера Чардинина, «Назар Стодоля» и «Кармелюк» Тасина, «Звенигора» Довженко, «Сорочинскую ярмарку» Экка. Интересный факт, идею знаменитой «Звенигоры» великому Довженко подарил Василий Кричевский.
Эмиграция
В 1941 году из-за болезни Василия Григорьевича семья не смогла эмигрировать. Сын Василия также был художником, во время оккупации Киева в его квартиру приходили немецкие офицеры и заказывали писать свои портреты, естественно отказаться от выполнения этой работы было не возможно. В то же время семье было понято, как по приходу это сможет истолковать советская власть. Так, в 1943 году было принято решение эмигрировать на запад, сначала во Львов, позже в Братиславу, а дальше в Париж к старшему сыну, который жил там уже с 1919 года, далее в Венесуэлу в город Каракас к дочери Галине Кричевской – Линде.
.
До самой смерти Василий Григорьевич проживет в далеком Каракасе, где напишет по памяти множество картин любимого Харькова, Ворожбы, Лебедина, понимая, что ему уже никогда не суждено вернуться на родину. На данный момент Каракас является одним из самых опасных городов мира.
.
К счастью, для нас в Харькове сохранились его архитектурные шедевры, которые мы можем наблюдать по сей день.