Как будущий император Николай І на Основе вальсировал
Статті

Как будущий император Николай І на Основе вальсировал

Николай Павлович приехал в Харьков 10 июня 1816 г., а в девять часов вечера того же дня прибыл на Основу, на бал, приготовленный к его приезду местным дворянством и купечеством. Пригородная усадьба сразу же поразила высокого гостя освещением рощи, сада, и великолепием дома губернского предводителя дворянства А.Ф. Квитки.
21 Жовтня 2018

Исследуя историю Основы, я с особым интересом фиксирую факты посещения родового имения Квиток известными писателями, художниками, учеными и общественными деятелями. Список таких персон достаточно большой, и, конечно, всё подтверждено документально.

.

Вступление

Так, благодаря Г.П. Данилевскому, мы знаем некоторые подробности визита императора Александра I к губернскому предводителю дворянства Андрею Федоровичу Квитке в 1817 г.: «Смоляные бочки горели на всем расстоянии дороги от Харькова до Основы. Император, войдя в великолепный дом Основы, с оранжереями, богатою мебелью, огромными зеркалами и мраморными статуями, спросил с улыбкой: «Не во дворце ли я?».

.

Однако, вряд ли широкой публике известно о том, что за год до этого события Основу посетил Великий Князь Николай Павлович — будущий император Николай І.

Николай Павлович приехал в Харьков 10 июня 1816 г., а в девять часов вечера того же дня прибыл на Основу, на бал, приготовленный к его приезду местным дворянством и купечеством. Пригородная усадьба сразу же поразила высокого гостя освещением рощи, сада, и великолепием дома губернского предводителя дворянства А.Ф. Квитки.

Sans façon

Огромный зал для проведения бала был украшен гирляндами из дубовых листьев, лилий и множества свежесрезанных благоухающих роз, доставленных из Бабаев — поместья соседских помещиков Щербининых.
.

Напротив окон зала стояла большая прозрачная картина, представляющая Императора Александра І в победной, торжественной колеснице; на верху её красовались переплетенные вензеля из первых букв имен Николая Павловича, его брата – Александра І, и их матери – Марии. Эти три вензеля составляли слово НАМ, что по замыслу устроителей бала должно было означать “для нашего благоденствия и славы сияют имена сии!»
.

Под грянувшие звуки полонеза Николай открыл бал с первой дамой, потом «почтил вниманием» вторую, третью и так далее, по чинам. Таким образом, все присутствовавшие дамы получили возможность пройти с Великим Князем и удостоиться разговора с ним. После полонеза начались танцы, в которых Николай не участвовал, а имел беседы то с генералами, то с губернатором, то с хозяином дома, Андреем Федоровичем Квиткой. Танцы, против обычая, часто прерывались – присутствующие не хотели терять ни одной минуты, наслаждаясь «лицезрением высокой особы».
.

Изъявив желание осмотреть дом, Николай Павлович сказал Андрею Федоровичу Квитке, что хочет сделать это sans façon (запросто, без церемоний). И хотя присутствующие заметили, как Великий Князь покидает зал, никто не посмел последовать за ним и хозяином дома. Особо восхитил Николая вид освещенной аллеи в саду, открывавшийся из гостиной. Аллея оканчивалась у берега Лопани, но освещение создавало эффект её продолжения, будто бы она доходила до противоположного берега и венчалась огненным обелиском высотой около 15 м, с вензелем самого Николая в средине и огненными пирамидами по бокам.
.

Дошла очередь и до картинной галереи. Все картины, висевшие в доме Квитки, были русских художников и на «русские темы» с надписями на рамах: «подвиги отцов в пример детям». Остановившись возле картины, на которой был изображен окруженный в 1806 году французами Багратион, в тот момент, когда они предлагали ему сдаться, Великий Князь сказал со вздохом: «Он умер уже!»
.

После осмотра дома Николай Павлович и Андрей Федорович вернулись в зал, где уже танцевали вальс. Хозяин дома заметил, что круг вальсирующих слишком мал и пожелал его расширить, но высокий гость сделал это сам, сказав с улыбкой: «Видите, как я успел».

Ровно три часа наслаждались присутствующие возможностью лицезреть монаршего брата и будущего императора. Обняв и поцеловав на прощание хозяина, Николай повелел объявить всем участникам бала свое удовольствие.
.

Природа, словно смилостивившись после нестерпимой жары, 10 июня 1816 года порадовала харьковцев прохладным ветреным днем. К вечеру же ветер утих и только время от времени колыхал огни в квиткинской усадьбе, увеличивая освещение дома, рощи и дороги, по которой возвращался Великий Князь из Основы в Харьков.

После осмотра дома Николай Павлович и Андрей Федорович вернулись в зал, где уже танцевали вальс. Хозяин дома заметил, что круг вальсирующих слишком мал и пожелал его расширить, но высокий гость сделал это сам, сказав с улыбкой: «Видите, как я успел».

.

.

Эпилог

О посещении Николаем Павловичем Основы двести лет тому назад поведал издатель-редактор журнала “Украинский Вестник” Е. М. Филомафитский, благодаря непосредственному участнику этого события – украинскому писателю Григорию Федоровичу Квитке-Основьяненку.

Возможно, в обновленном парке им. Г.Ф. Квитки-Основьяненка найдется место для стенда или мемориальной доски с информацией о посещении основянской усадьбы известными людьми, в том числе императорами Александром І и Николаем І. Кстати, 24 октября 1817 года здесь побывал и их младший брат — Великий Князь Михаил Павлович.

 

.

.


Источник: Статьи Романа Соймы