Леопольд Кёниг: История сахарного миллионера
Статті

Леопольд Кёниг: История сахарного миллионера

Жил когда-то в Харьковской губернии очень предприимчивый сахорозаводчик Леопольд Кениг. Он построил замок с шикарным парком, даже не один… Нет, пожалуй, эту историю стоит начать немного иначе.
27 Жовтня 2017

Жил когда-то в Харьковской губернии очень предприимчивый сахорозаводчик Леопольд Кениг. Он построил замок с шикарным парком, даже не один… Нет, пожалуй, эту историю стоит начать немного иначе.

Детство и юношество

25 ноября 1821 года в Петербурге появился на свет Леопольд Кениг. В Петербург его отец, Иоганн Георг, бежал после захвата Наполеоном Эльзаса и Лотарингии. Иоганн устроился булочником к Георгу Веберу и вскоре, очаровав его дочь, женился. Так и началась история Леопольда Кенига. После вступления в брак отец Кенига открыл свою булочную в немецком районе Петербурга и дела у него пошли в гору.
.
Леопольд Кениг получил прекрасное образование в престижном английском пансионе и мечтал стать архитектором. Но в 1837 году случился грандиозный пожар, и всё имущество семьи сгорело. 15-летнему Леопольду пришлось устроиться на работу на сахарный завод друга своего отца. За несколько лет Леопольд Егорович, как его записали на заводе, неплохо освоил это ремесло и даже получил престижную, по тем временам, должность. Однако в 1842 году друг отца умер и Кениг перешел на сахарный завод Прокофия Пономарева на должность старшего мастера.

21 млн рублей составляло состояние Леопольда Кенига к началу XX века, он был обладателем одного из самых больших состояний губернии

Молодость

В 1846 году в возрасте 25 лет Леопольд женится на дочке покойного начальника Каролине Пампель, а через пару лет приобретает небольшой сахарный завод за 27 тыс. рублей. Деньги на приобретение он занимает у родственников супруги. Кениг проводит реорганизацию на заводе и значительно увеличивает объёмы производства. Это позволяет ему уже в течение нескольких лет вернуть долг и выгодно продать завод. На полученные средства Кениг арендует завод Пономарева и чествует себя прекрасно. Что же, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского.
00000
Дальше – больше. В годы Крымской войны большинство сахарозаводчиков придерживали товар и обанкротились, Кениг же распродал свой товар по завышенной цене и покинул бизнес. К началу XX века состояние Леопольда Кенига составило около 21 млн рублей .

Шаровская усадьба, Тростянец и история любви

После окончания войны Леопольд узнает, что в Германии придумали новый способ производства сахара. Он отправляется туда и около года трудится на должности рабочего, что позволило ему внедриться в производство и привезти новейший способ домой. На родине в сахарном бизнесе наметилась новая тенденция: белый песок стали делать из сахарной свеклы. Поэтому с 1874 года Кениг начинает приобретать участки земли в Харьковской губернии. Общая площадь его владений достигала 40 тыс. десятин. Для переработки свеклы и производства сахара он приобретает три завода в местечке Тростянец Харьковской губернии — два свеклосахарных и один рафинадный. К началу ХХ века рафинадные заводы компании «Л. Е. Кениг» были одними из самых влиятельных, на столько, что влияли на ценообразования на продукт по всей стране.
.
В свое время Кениг приобрел два винокуренных завода в Харьковской губернии — Кленовский и Шаровский. Живописная местность Шаровки настолько ему понравилась, что Кениг незамедлительно купил имение у братьев Гебештрайнов за 250 тыс. рублей. Именно он преобразовал поместье в тот вид, который мы видим сегодня: двухэтажный дворец на 26 комнат и три больших зала. Для устройства парка барон пригласил из Риги Георга Куфальдта, с легкой руки которого было высажено до 70 редкостных ценных пород деревьев — представителей флоры Европы, Азии, Америки и Африки. Кроме этого, обустроили террасированный сад, розарий и грот с источником.
00001
О времени проведенном в Шаровке ходят легенды и истории, которые вызывают восторг у туристов. Так, барон Кениг был женат на местной девушке, очень её любил и добился расположения родителей. Молодая жена не отвечала ему взаимностью. От тоски она даже заболела чахоткой. Барон отправил супругу на лечение в Крым, где та влюбилась и изменила ему. Доброжелатели, конечно же, сообщили барону об адюльтере в подробностях. Кениг тайно привез из Крыма тот самый камень, на котором произошла измена, и установил его в саду. Жене он не сказал ни слова, а просто водил её ежедневно на прогулки в сад, мимо того самого камня, давая понять тем самым, что все знает.