К началу 1780-х годах в Харькове сложилась первая небольшая община евреев, которые осели в Харькове. Поначалу они приезжали, в основном, из Турции и Польши, для участия в ежегодной Крещенской ярмарке. С тех пор запреты и разрешения на их поселения в городе были и более ужесточенными, и более либеральными. Уже в эпоху правления Александра II (1855-1881) наблюдался расцвет еврейской общины. Также это время совпало с завершением строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В то время харьковский генерал – губернатор А. Сиверс просил в письме правительство о свободном доступе евреев в Харьков: «… послужило бы, несомненно, важным пособием к оживлению в нем торговой и промышленной деятельности».
.
Но уже более резкая в отношении евреев политика следующего императора Александра III вновь устанавливает жесткие рамки для них в отношении ведения торговли и ремесленной деятельности. Тем не менее евреи продолжали занимать ключевые позиции в финансовой сфере города, общины их находились в разных районах города. Несмотря на настороженное отношение к ним, они занимались и благотворительностью, и благоустройством города.
.
По сравнению с православными храмами, в городе было всего пять синагог и множество молелен. Часто эти молельни называли домашними синагогами, поскольку устраивались в небольших домах в несколько комнат рядом с большими, принадлежавшими известному человеку или ее устроителю.
.
В доме под №17 на Чеботарской улице сохранилась одна такая молельня. Она относилась к «3-ей еврейской молельне», и была ее вторым отделению – сефардским. Построили ее по проекту архитектора и гражданского инженера Б. Гершковича в 1912 году, а участок под застройку приобрели еще в 1911 году.
.
Небольшое двухэтажное здание сохранилось со всем своим скромным наружным декором, несмотря на то, что внутренний интерьер неоднократно изменялся, и от первоначального ничего не сохранилось. Сама молельня открылась уже в 1913 году и просуществовала до 1930-х годов.
.
Затем последовали разные события, на протяжении которых использовали здания совсем не по назначению, последним ее таким «владельцем» было даже районное отделение ГАИ. Уже в 2003 году здание возвратили еврейской общине. Сейчас там расположилась иешива, школа для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда, для младших классов.
Місця/Архитектура
К началу 1780-х годах в Харькове сложилась первая небольшая община евреев, которые осели в Харькове. Поначалу они приезжали, в основном, из Турции и Польши, для участия в ежегодной Крещенской ярмарке. С тех пор запреты и разрешения на их поселения в городе были и более ужесточенными, и более либеральными. Уже в эпоху правления Александра II (1855-1881) наблюдался расцвет еврейской общины. Также это время совпало с завершением строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В то время харьковский генерал - губернатор А. Сиверс просил в письме правительство о свободном доступе евреев в Харьков: «… послужило бы, несомненно, важным пособием к оживлению в нем торговой и промышленной деятельности».
Адрес:
Харьков, ул. Чеботарская, 17 Когда:
Круглосуточно Цена:
Бесплатно Скидка:
-