Его жизнь началась в 1911 году, когда театральный предприниматель Герасим Михайлович Муссури решил построить цирк. Здание выполнено в стиле модерн из красного кирпича. Зрительный зал не имел подпорок, высота купола составляла 70 метров. Места для зрителей располагались в форме амфитеатра, а сама арена – ниже уровня земли. С 1911 по 1989 годы театр являлся самым большим театральным зданием Харькова до момента открытия нового здания ХНАТОБа на улице Сумской.
Изначально построенный цирк не только получил репутацию самого красивого в Европе, но ещё и стал самым большим цирком в мире – он был рассчитан на 5 750 мест! Автором проекта стал архитектор Кориенко, известный харьковчанам ещё одной своей знаковой работой – старым ломбардом. Однако, идея с цирком провалилась – харьковчане остались совершенно равнодушны к детищу Муссури. Тогда он решает переоборудовать цирк… в оперный театр, наплевав на все законы акустики.
Как только вся внутренность была перестроена, открывается первый театральный сезон оперой Верди “Аида”. Капиталовложения в переоборудование были грандиозные. Поэтому, когда и оперные театр “не пошел”, у предпринимателя не осталось финансовых сил его поддерживать. Он разорился, и театр начал кочевать из рук в руки. С 1919 года по 1923 год здесь было здание общественного характера, в котором было принято решение о присоединении Украины к Советскому Союзу. Здесь же была принята и первая конституция Украинской СССР. В этом здании выступали Крупская, Дзержинский и пел Шаляпин.
Завершить хотелось бы словами заслуженной артистки Украины: Харитоново Веры Федоровны.
.
“По-настоящему артисткой я себя ощущала, когда только пришла и работала в том, старом, здании Миссури. Это настоящий был театр! К нам туда приезжали: московский театр оперетты, артисты известные: Пугачева, Высоцкий, Миронов, Ширвиндт! Потом происходит то, что я иначе как вредительством назвать не могу: нас берут, убирают из старого здания, подводят все к тому, что оно аварийное… Сколько прошло? 20 лет! Оно стоит, оно будет еще 100 лет стоять. Там здание, которое подлежит восстановлению, я в этом не сомневаюсь. В течение всего времени в прессе периодически появлялись кричащие заголовки: «СОС – спасите оперетту сегодня». Но это «сегодня» пока так и не настало.
.
Использованы фото и частично текстовые материалы mcsimba